Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Slogan.jpg
Для слабовидящих Все телефоны больницы
20.01.2021

Лучший врач лабораторной диагностики Александра Воронцова рассказала, как изменилась ее работа с приходом коронавируса

Заведующая централизованной бактериологической лаборатории Первой городской больницы в Архангельске Александра Воронцова в 2020 году была признана победителем областного конкурса «Лучший врач» в номинации «Лучший врач лабораторной диагностики». Подразделение, которое она возглавляет, работает не только для пациентов стационара больницы, но и поликлиник № 1 и № 2, горбольницы № 4.

Здесь проводят диагностику самых разных заболеваний: вирусных, бактериальных, грибковых. Занимаются этим 19 сотрудников: врачи клинической лабораторной диагностики, врачи-бактериологи, фельдшеры-лаборанты.

– Мне очень нравится фраза: реанимация – это сердце больницы, потому что там спасают людей, находящихся на грани жизни и смерти, а лаборатория – ее легкие, ведь она помогает «дышать» абсолютно всем отделениям. От результатов наших исследований во многом зависит правильность диагноза и эффективность лечения пациента, – говорит Александра Воронцова.

– Суть бактериологического метода — в работе с живыми бактериями, их культивировании. В основном это ручные манипуляции, часть процессов автоматизирована. Мы определяем вид бактериальной инфекции и чувствительность бактерий к антибиотикам, подбираем нужный лекарственный препарат, – рассказывает наша собеседница. – Диагностика вирусных инфекций проводится с помощью иммунологических и молекулярно-генетических методов. С помощью иммуноферментного анализатора определяем наличие антител и антигенов в биоматериале, на основе этих данных ставится диагноз. Наше оборудование позволяет обрабатывать 200 образцов за четыре часа. К молекулярно-генетическим методам относится тест ПЦР, который мы применяем с 2013 года. Для его проведения у нас имеется все необходимое оборудование: автоматическая станция для выделения ДНК- и РНК-возбудителей и три анализатора для выполнения исследований.

Метод ПЦР – полимеразная цепная реакция – стал широко известен для обывателя в прошлом году, именно с его помощью выявляют коронавирус. С апреля 2020-го лаборатория Первой городской больницы стала одной из баз для проведения ПЦР-исследований на определение COVID-19 в нашем регионе. С началом пандемии здесь стали делать в пять раз больше исследований, чем раньше, так что лаборатория перешла на круглосуточный режим работы.

– В связи с резким увеличением объемов мы привлекли дополнительные кадры, обучали специалистов, пришедших к нам из других лабораторных подразделений нашей больницы, и врачей-ординаторов, которые только окончили учебу, – делится Александра Сергеевна. – На сегодняшний день в сутки мы выполняем 600–700 исследований, были периоды, когда за сутки поступало до полутора тысяч проб. Доля положительных результатов в среднем составляет 20 процентов. Отмечу, что на первых порах в самые пиковые моменты наши сотрудники практически жили на работе, но никто не смотрел на часы, не обращал внимания на сверхвысокую нагрузку. Просто делали общее дело. Большую роль сыграла сплоченность коллектива, люди помогали друг другу, поддерживали. И в том числе благодаря этому смогли адаптироваться к работе в этих условиях, отладить все процессы. У нас есть график дежурств. Все пробы, поступающие к нам в лабораторию, обрабатываются в течение суток, на следующий день ничего не остается.

Интересуюсь у Александры Воронцовой, что представляет собой ПЦР-тест. Она поясняет, что в основе лежит многократное копирование определенных участков вирусного генома.

Из одной молекулы специалисты получают до миллиона копий – для изучения с помощью компьютерного оборудования. Если в пробе присутствует вирус, то при прохождении всех стадий теста концентрация РНК (специфичного фрагмента генетического материала) возрастает многократно, и это будет видно – результат расценивается как положительный, если вируса не было – то анализатор покажет отрицательный результат. Процесс многостадийный и достаточно трудоемкий. С момента поступления пробы до получения результата, как правило, проходит не менее четырех-пяти часов.

Защитная экипировка для врачей лаборатории – дело привычное. Перед заходом в ПЦР-лабораторию они всегда надевают специализированную одежду: одноразовый халат, головной убор, респиратор и перчатки. Единственное, с приходом коронавируса дополнительно стали использовать экраны для защиты глаз.

– COVID-19 сейчас на первом месте по объемам, потому что выполняется много тестов, но и остальные исследования никуда не делись. Они остаются на том же уровне, – поясняет Александра Сергеевна. – Мы по-прежнему ежедневно проводим диагностику гепатитов, ВИЧ-инфекции, сальмонеллеза, множества самых разных инфекций. Главная задача лаборатории – предоставить лечащему врачу достоверные, точные, качественные и своевременно выполненные результаты исследований.

Еще одно направление, которым занимается Александра Воронцова, – трансплантационная диагностика. В 2019 году она была в числе врачей, награжденных Ломоносовской премией за внедрение пересадки почки в Архангельской области. Заниматься этим она стала в 2016 году после стажировки в Национальном медицинском исследовательском центре трансплантологии и искусственных органов им. В. И. Шумакова.

Учеба проходила в течение месяца и включала как лекции, так и практическую часть – непосредственно работу в лаборатории. На сегодняшний день нашей героиней выполнено более 200 исследований по типированию.

Это процедура, которую люди с хронической почечной недостаточностью проходят, прежде чем попасть в лист ожидания на трансплантацию почки. Говоря простым языком, исследуется совместимость реципиента (человека, которому орган будет пересажен) и донора по генам и другим критериям.

– Трансплантационная диагностика – интересное направление, но вместе с тем крайне сложное и ответственное. Здесь нет права даже на малейшую ошибку. Надо очень точно провести подбор, донор и реципиент должны идеально совпадать – чтобы трансплантация оказалась удачной и не произошло отторжения органа. И чтобы качество жизни пациента, который решился на такой серьезный шаг, улучшилось, – говорит Александра Сергеевна.

Александра Воронцова окончила Северный государственный медицинский университет. На вопрос, почему выбрала эту профессию, отвечает, как и многие ее коллеги в белых халатах – хотелось приносить пользу и помогать людям. А вот мотивация к выбору специализации оказалась довольно необычной.

– Мне всегда очень интересовала биология, хотелось заглянуть в мир микробов, – объясняет Александра Сергеевна. – Мир бактерий и вирусов – невидимый невооруженным взглядом, но такой многообразный, изменчивый, просто великолепный. И до сих пор изучен не до конца. Я работаю в этой профессии с 2006 года, и почти каждый день удается увидеть что-то новое. А когда ты сталкиваешься с чем-то незнакомым – приходится обращаться к литературным источникам, читать, анализировать, интересоваться у своих коллег. Это важно, потому что пока человек учится, узнает что-то новое – он живет и развивается.

В последние годы лабораторная диагностика стремительно меняется, кажется, это одна из самых быстро изменяющихся и развивающихся отраслей. Приходится постоянно держать руку на пульсе, потому что если не будешь следить — отстанешь надолго, — продолжает наша собеседница. – Практически все процессы лабораторной диагностики автоматизированы. И некоторые люди, далекие от нашей сферы, считают, что сейчас все просто: поставил пробирку в анализатор, нажал кнопку — и результат будет сам собой. Это совершенно не так. Без грамотных специалистов вся эта техника – просто куча металла. Роль медицинских работников – врачей и лаборантов – в условиях всеобщей автоматизации процессов не только не уменьшилась, а даже возросла.

Наталья Сенчукова


ИА DVINA29    

У вас есть вопрос?

Читайте все вопросы и ответы или задайте свой
и мы ответим в ближайшее время

Как к Вам обращаться?

Как с Вами связаться?

 

Что Вы хотите спросить?

Защита от автоматического заполнения


Отправляя вопрос Вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных