25.09.2023
Экстренная медицина – выбор на всю жизнь
Первая запись в трудовой книжке Валентина Паромова датирована 1970 годом – в студенчестве он подрабатывал на скорой помощи. Экстренная медицина в итоге оказалась выбором на всю жизнь. Полвека Валентин Николаевич трудится в отделении анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии Первой городской клинической больницы им. Е. Е. Волосевич.
Однокурсник Розенбаум и жизнь в дебаркадере
«Володя в медицинский пойдет, а ты-то чего не хочешь? Давай за компанию», – сказал Валентину Паромову незадолго до школьного выпускного отец его друга и одноклассника хирург областной больницы Лев Израилевич Липский. И тем самым направил по интересному, насыщенному, благородному пути.
В юности Валентин серьезно занимался спортом и подумывал о том, чтобы сделать его своей профессией. Но мысль стать врачом понравилась, он подал документы в Архангельский государственный медицинский институт. Готовился к поступлению в перерывах между соревнованиями. Вспоминает сейчас, как ездил на игры первенства области по футболу и возил с собой книги, читал в поезде и после тренировок. Успешно сдал экзамены и стал студентом лечебного факультета АГМИ.
Через четыре года Валентин Паромов по семейным обстоятельствам переехал в северную столицу и перевелся в Первый Ленинградский медицинский институт, окончил его в 1972-м. При распределении молодому доктору предложили два варианта: в районную больницу в Коми АССР или на скорую помощь в Ленинградской области. Валентин Николаевич выбрал первый вариант, потому что пообещали должность хирурга. А на скорую помощь тогда устроился его однокурсник – будущий народный артист РФ Александр Розенбаум.
– Ожидания насчет хирургии не оправдались. Когда приехал, сказали, что буду терапией заниматься, – вспоминает Валентин Николаевич. – Первое время с женой и маленьким ребенком жили в дебаркадере на реке. Рядом было кафе, куда я ходил с литровой бутылкой за бульоном. Через месяц нас переселили. Прошел интернатуру по терапии, четыре с половиной года отработал терапевтом в районной больнице Усть-Кулома, после чего решил вернуться в Архангельск.
Аппаратура помогала двигаться вперед
В студенческие годы в Ленинграде Валентин Паромов подрабатывал на скорой помощи. И приехав в 1976 году в родной Архангельск, решил пойти в экстренную медицину. Он устроился врачом на скорую помощь.
Пока проходил четырехмесячную первичную специализацию по реаниматологии, много общался с коллегами из недавно открытого отделения анестезиологии и реанимации Первой городской больницы Владимиром Федоровичем Феликсовым и Эдуардом Владимировичем Недашковским. И вскоре присоединился к их команде.
Анестезиолого-реанимационная служба в Первой горбольнице появилась в 1973 году. Сначала было несколько реанимационных коек, но довольно быстро они выросли в полноценное отделение. Серьезный рывок вперед позволило сделать появление в мединституте курса анестезиологии и реаниматологии, который возглавил Эдуард Недашковский, и новой клинической кафедры АГМИ на базе Первой горбольницы.
– Анестезиология в то время проходила свое становление как одно из направлений медицины, – говорит Валентин Паромов. – Начинать было непросто. Книги для обучения доставали в Ленинграде в рукописном варианте, с этим помогал профессор Владимир Львович Ваневский – создатель одной из первых кафедр анестезиологии и реаниматологии в СССР, к которому мы ездили на специализацию. Аппаратура была простейшая, но и ее появление помогало двигаться вперед. Помню, ленинградский завод «Красногвардеец» начал выпускать для проведения ингаляционного наркоза испаритель эфира со сменной шкалой. Дело в том, что на вводном наркозе возникало возбуждение больного. С новым испарителем и появлением фторотана анестезия стала более гладкой и управляемой.
Медицина развивалась, появилось импортное оборудование, а отечественное активно усовершенствовалось. Главный врач Еликанида Волосевич всегда стремилась, чтобы в больнице было все самое лучшее, и отправляла своих специалистов на ежегодную выставку в Москву, куда съезжались производители медицинской техники. Врачи выбирали то, что нужно, и Еликанида Егоровна решала вопрос с закупками.
Интересная история связана с внедрением в больнице ГБО – гипербарической оксигенации. Суть этого метода лечения в нахождении и дыхании кислородом под повышенным давлением в барокамере. Валентин Паромов отмечает, что Еликанида Егоровна всегда «выбивала» самое передовое оборудование – и барокамера не стала исключением. БЛКС-3 тогда только появилась, существовала в единственном экземпляре, и ее должны были представить на очередном партийном съезде. Вместо этого барокамеру привезли в Архангельск, приехал ее разработчик Рыбников и сам монтировал оборудование в Первой городской, а для съезда сделали муляж.
С появлением отделения анестезиологии и реанимации увеличились объемы хирургического вмешательства. Операции в то время были большие и травматичные, например, практически ежедневно выполнялись резекции желудка.
– Хирурги трудились маститые, у них была отработана великолепная техника, они сами владели местной анестезией и на нас посматривали свысока, – улыбается Валентин Паромов. – Но потом поняли, что без нас не обойтись. Поэтому до сих пор сохраняется негласный постулат, что хороший хирург достоин хорошего анестезиолога, а плохому хирургу он просто необходим. Конечно, бывали небольшие трения, но все и всегда решалось по-доброму.
Создал диализную службу и вернулся в реанимацию
В 1980 году Валентину Паромову доверили новое и важное дело – создать отделение гемодиализа. Тогда остро стоял вопрос помощи пациентам с хронической почечной недостаточностью. Нефрология в стране только начинала развиваться, и диализные места были в огромном дефиците. Главврач Еликанида Волосевич приняла решение внедрять эти технологии в Первой горбольнице. Так появилась лаборатория (в дальнейшем – отделение) гемодиализа, с момента основания и до 1985 года Валентин Николаевич руководил ее работой.
Все эти пять лет Паромов продолжал дежурить в реанимации, а когда диализная служба стала ритмично работать и сложился стабильный коллектив – перешел обратно в анестезиологи-реаниматологи. С тех пор он работает в отделении анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии (ОАРИТ).
Сегодня отделение рассчитано на 18 коек. В реанимацию поступают пациенты с черепно-мозговыми травмами, острыми отравлениями, сепсисом, энцефалопатиями, панкреонекрозами с осложненным течением, требующие замещения многих функций в организме: дыхательной, сердечной, почечной. Не редкость коморбидные случаи, когда у человека сразу несколько серьезных заболеваний. Пациенты могут находиться в реанимации от нескольких часов до нескольких месяцев.
Анестезиологическая служба обеспечивает работу 17 операционных, ежедневно врач проводит от двух до шести анестезий. Кроме того, в ОАРИТ наблюдают и выхаживают послеоперационных пациентов.
– У нас полная взаимозаменяемость. Врач работает реаниматологом, допустим, четыре месяца – потом его сменяет другой, а тот уходит в анестезиологию. Опыт показал, что это самый оптимальный вариант. Хотя был период, когда по России пошло разделение на анестезиологов и реаниматологов, – поясняет Валентин Паромов. – Сейчас в связи с бурным развитием высокотехнологичной медицины появилось много отдельных направлений, требующих анестезиологического пособия: кардиохирургия, ангиохирургия, нейрохирургия и ряд других, у каждого есть своя специфика. Мы работаем в операционных разного профиля, меняемся, так что надо обладать широким кругозором. Что касается реанимации, в Первой городской больнице сейчас четыре отделения этого профиля: общая, кардиотерапевтическая и кардиохирургическая реанимации, а также реанимация Регионального нейрососудистого центра. В каждом отделении свой заведующий, но везде работают выпускники нашей кафедры анестезиологии и реанимации – она у нас мощная и уважаемая…
Отделению анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии в этом году исполняется 50 лет. За годы работы оно значительно продвинулось вперед в своем развитии. Сильные традиции и высокие компетенции, безусловно, поддерживают люди, в том числе Валентин Паромов – отличник здравоохранения, имя которого занесено в книгу почета Первой горбольницы.
Газета Архангельск
№37 от 21 сентября 2023 г.
Автор и фото: Наталья Сенчукова